МБОУ "Варьеганская ОСШ"
с.Варьеган, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра
  • Финансовая безопасность

    Осторожно, мошенники!

    Практически  ежедневно  люди  становятся  жертвами злоумышленников. Одни из самых популярных видов мошенничества сегодня – с использованием телефонных звонков, входящих SMS и через сеть  Интернет. Чтобы  уберечь  себя  и  своих  близких,  необходимо  знать  и помнить о наиболее распространенных способах присвоения ваших денег.

    Вот наиболее распространенные схемы:

    • Сообщения или звонки о том, что кто-то из родственников попал в беду. Со слов мошенника, родственник или знакомый жертвы попал в беду и ему требуется крупная денежная сумма, которую необходимо перевести на определенный счет.
    • Сообщения и звонки от имени банков о том, что карта заблокирована или произошла подозрительная операция со счетомзвонки от имени оператора сотовой связи под предлогом возврата излишне списанных денег и т. п. Мошенник под различными предлогами пытается получить у жертвы полные реквизиты карты и коды подтверждения операций по SMS.
    • Сообщения о поступлении денег на счет и просьбы тем или иным способом вернуть деньги. Мошенник сообщает жертве о том, что ошибочно совершил перевод на ее счет, и надеется на то, что жертва переведет ему свои денежные средства.
    • Звонки от имени оператора сотовой связи под предлогом необходимости изменения настроек путем ввода USSD-запроса или отправки SMS с определенным текстом. Мошенник сообщает жертве о том, что недавно произошли изменения в работе Интернета, службы SMS-сообщений и т. п. и для дальнейшей возможности пользоваться услугами связи требуется изменение соответствующих настроек на стороне клиента, для чего необходимо выполнить USSD-запрос или отправить SMS со специальным текстом. После выполнения указанных требований на номер жертвы может быть подключена платная SMS-подписка или вовсе изменен номер SMS-центра, в связи с чем все SMS-сообщения, включая одноразовые коды подтверждения, будут попадать в руки мошенников.
    • Сообщения о выигрыше, подарке и т. п. Мошенник звонит жертве и говорит, что для получения выигрыша/подарка необходимо совершить банковский перевод в целях оплаты налогов, пошлин, комиссий, доставки и прочих издержек.
    • Фишинговые сайты, которые маскируются под различные легальные сервисы. Конфиденциальные данные, отправленные с таких страниц, попадают в руки мошенников. Одним из способов распространения фишинговых ссылок являются рассылки по электронной почте, по SMS и в соцсетях.
    • Электронные письма и SMS с вредоносными ссылками (вложениями) и текстами, стимулирующими открытие ссылок (вложений). Открыв ссылку (вложение), жертва оказывается на фишинговой странице или заражает свое устройство вредоносным программным обеспечением (вирусом).
    • Мошеннические магазины, которые завлекают жертву редкими и дорогими товарами, предлагаемыми по низким ценам. Жертва оформляет и оплачивает заказ, после чего обнаруживает, что продавцы перестают отвечать на звонки и письма, а сайт магазина прекратил свое существование.

    Будьте внимательны!

    Тщательно проверяйте информацию! Если, со слов звонящего, Ваш родственник (знакомый) попал в беду, перезвоните и узнайте у родственника (знакомого) лично, что именно произошло. Если Вам сообщили о выигрыше, уточните об этом по официальным каналам связи у представителей компании, от имени которой поступило уведомление. Помните, что различные издержки (налоги, пошлины и т. п.) оплачиваются в соответствующих ведомствах. Если Вас просят перевести деньги для оплаты отправки посылки с подарком и т. п., настаивайте на оплате доставки при получении - такую возможность предоставляет любая транспортная компания и это абсолютно безопасно для всех. Честный человек легко согласится на такое. Целью мошенника же является получение Ваших денег, поэтому оплата доставки при получении - не его вариант.

    Обращайте внимание на номера, с которых поступают звонки и приходят SMS! Банки и операторы мобильной связи чаще всего звонят со своих служебных номеров (хотя бывают и исключения) и никогда не просят сообщить конфиденциальные данные. Если же поступил звонок или сообщение о блокировке карты или о подозрительной операции с вашим счетом с городского или мобильного номера, по возможности лично посетите офис банка и убедитесь, что все в порядке. Аналогично следует поступить, если человек представляется сотрудником оператора мобильной связи.

    Если Вам пришло SMS с кодом подтверждения операции (авторизация в личном кабинете, банковский перевод, платеж и т. п.), которую Вы не совершали - это первый признак того, что Ваши персональные данные (реквизиты банковской карты, логин и пароль от личного кабинета и т. п.) оказались в руках мошенников, и те пытаются воспользоваться ими в своих целях! Никому не сообщайте коды подтверджения операций, немедленно смените логин и пароль от личного кабинета, заблокируйте карту и подайте заявку на ее перевыпуск! Нелишним будет проверить все устройства, с которых Вы заходите в личный кабинет банка, с помощью лицензионного антивирусного программного обеспечения со всеми актуальными обновлениями. Также имейте ввиду, что пользование анонимайзерами и выход в Интернет через открытые Wi-Fi-сети чреваты утечками персональных данных. Никогда не передавайте персональные данные при использовании публичных (особенно бесплатных) анонимайзеров и при подключении к открытым точкам доступа к сети Интернет.

    Если Вам звонят или во время разговора с сотрудником от имени банка будут настойчиво просить перейти в один из мессенджеров (Whatsapp, Telegram, Viber и т. п.), к примеру, по причине плохого качества связи или в целях безопасности - это явно мошеннический звонок! Мошенники предпочитают использовать мессенджеры для того, чтобы у оператора мобильной связи в явном виде не сохранилась запись разговора (при звонке через мессенджер разговор идет онлайн по зашифрованному каналу передачи данных) и чтобы Вы могли пользоваться личным кабинетом банка, не прерывая разговора (при таком звонке не отключается Интернет-соединение). Лучшим вариантом будет ответить, что у Вас обычный телефон без выхода в Интернет, а компьютер под рукой отсутствует, после чего прервать разговор.

    Никогда не выполняйте никакие действия по указаниям со стороны посторонних лиц! Мошенник будет оказывать на Вас психологическое давление и заставлять выполнять под его руководством действия в личном кабинете очень быстро, тем самым не давая времени на раздумья. Если звонящий угрожает тем, что деньги на счете находятся в опасности, и требует срочно зайти в личный кабинет, ответьте, что у Вас обычный телефон без выхода в Интернет, компьютер под рукой отсутствует и что Вы уже идете в банк для разбирательства по данному вопросу, после чего прервите разговор. Также не следует выполнять никакие USSD-команды и отправлять SMS по указанию людей, звонящих от имени операторов мобильной связи. В данном случае стоит обратиться в офис Вашего оператора связи и уточнить все детали на месте.

    Если Вам звонят с незнакомого/подозрительного номера, ничего не говорите в ответ после снятия трубки! Самая верная тактика в данном случае - не начинать разговор первым. В случае автообзвона роботом, если Вы ничего не скажете в ответ, номер скорее всего не будет идентифицирован как «живой», а звонок тут же завершен. Если же звонит человек, с большой долей вероятности через несколько секунд он сам начнет разговор. Нелишним будет установить приложение с автоопеределителем номера: оно выявит потенциально мошеннические и рекламные обзвоны.

    Не совершайте денежные переводы незнакомым людям! Если Вас попросили вернуть ошибочно внесенные деньги, внимательно проверьте номер, текст сообщения о поступлении денег на счет и баланс Вашего счета! Сообщение о поступлении денег на счет скорее всего отправил сам мошенник с обычного мобильного номера в надежде, что жертва не обратит внимание на это (также мошенник может отправить SMS с подменой номера, что выглядит гораздо правдоподобнее), и никакого денежного перевода на самом деле не было. Если же перевод действительно был совершен, возможно два основных сценария развития событий:

    1. В ответ на просьбу мошенника Вы переводите ему деньги, после чего мошенник обращается в банк с заявлением о возврате ошибочно переведенных денег, и их также списывают с Вашего счета.
    2. Вас используют в качестве одного из звеньев цепочки по отмыванию денег.

    Если на Ваш счет поступил денежный перевод от незнакомого человека, немедленно сообщите об этом в банк. В первом случае Вы не потеряете свои деньги, а во втором - не станете невольным соучастником преступления.

    Перед вводом и отправкой через форму на сайте конфиденциальных данных (данные банковских карт и различных документов, логины, пароли, коды подтверждения и т. д.) внимательно проверьте адрес страницы и обратите внимание на ее внешний вид! В адресе не должно быть ошибок, посторонних и схожих по начертанию и произношению символов и т. п. Также мошеннические страницы, как правило, маскируются под настоящие сервисы лишь поверхностно, иногда вовсе копируют устаревший дизайн и зачастую работают с ошибками.

    Никогда не переходите по ссылкам и не открывайте вложения из подозрительных писем и SMS! Там может оказаться все, что угодно, включая фишинговые страницы и различные вредоносные программы (вирусы). Особенно внимательными необходимо быть с короткими ссылками, сгенерированными посредством сервисов сокращения ссылок, даже если такую ссылку прислал доверенный отправитель! Помните, что и он может быть скомпрометирован! Любопытство - не порок, но в данном случае оно может иметь фатальные последствия. Так, если к примеру Вам прислали рекламное предложение с короткой ссылкой, и оно Вас заинтересовало, для начала стоит уточнить, действует ли на самом деле данная акция непосредственно у представителей организации. Также пользуйтесь лицензионным антивирусным программным обеспечением со всеми актуальными обновлениями - оно обезопасит Вас от подавляющего большинства вредоносных страниц.

    Не совершайте покупки в подозрительных и просто незнакомых интернет-магазинах, особенно если единственным способом оплаты заказа является предоплата, нет возможности самовывоза и/или если магазин предлагает товары по очень низким ценам! Подозрительно низкие цены, а также отсутствие возможности самовывоза и оплаты товара при получении - это очень серьезные причины задуматься о целесообразности совершения заказа в данном магазине. В лучшем случае Вы получите нелегальный ("серый", поддельный или даже украденный), либо непригодный к эксплуатации товар без каких-либо гарантий, в худшем случае - либо совсем не то, что было заказано, либо не получите вообще ничего, а доказать что-либо и вернуть свои деньги будет невозможно.

    Во избежание взлома Ваших учетных записей подключите везде, где только можно, двухфакторную авторизацию! Двухфакторная авторизация подразумевает ввод логина и пароля, после чего запрашивается одноразовый код подтверждения, который поступает на доверенное устройство/учетную запись/мобильный номер, и только после его ввода авторизация считается успешной. Двухфакторная авторизация гораздо безопаснее, потому что коды подтверждения меняются при каждом новой входе в учетную запись и их практически невозможно угадать. К тому же, если к учетной записи привязан мобильный номер или электронная почта (специальные приложения-аутентификаторы в этом вопросе гораздо менее наглядны), и Вам на него будут приходить SMS-сообщения с кодами подтверждения - это знак, что кто-то пытается использовать для входа Ваши логин и пароль, и если это не Вы, в таком случае необходимо немедленно сменить пароль на новый и проверить Ваши устройства с помощью лицензионного антивирусного программного обеспечения со всеми актуальными обновлениями.

    В любом из случаев мошенничества сообщите в отдел внутренних дел по месту жительства или отправьте обращение онлайн на сайте мвд.рф.

                         

                      

                


     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie